Февральским снежным утром захотелось вспомнить августовскую поездку на итальянскую Сардинию: волшебные прогулки на рассвете и закате по длинным песчаным и почти пустым пляжам, теплое море, фламинго, счастливых детей и довольных собак.

Всем доброго утра с надеждой на скорую весну!

——————————————————————————

Раньше здесь был просто пост с фотографиями. А теперь их будет здесь еще больше, и этот пост откроет новую страницу сайта под названием Наши путешествия. На ней будут потихоньку копиться ссылки на рассказы о разных наших поездках.

Нет никаких сомнений, что начинать подробно рассказывать надо именно с этой Сардинской авантюры, в которую мы бросились с головой (двумя головами, потому что две же, как всем известно, лучше:)), двумя детьми и двумя собаками. Это до сих пор рекордное самое далекое место, которое мы посетили полным составом, и самая долгая из отлучек всей семьи из дома.

Мы провели прекрасные и незабываемые две недели на итальянском острове Сардиния, целиком и полностью наслаждаясь отпускной жизнью… между трехразовым в день приготовлением еды, двухразовой уборкой на кухне и бессчетными выметаниями песка из нашего жилища. За такую непозволительную беспечность, кстати, нас постигла кара из серии «было бы смешно, если бы не было так грустно», о которой в конце рассказа.

А теперь, начнем! С чего? А с того, что путешествие это началось 27 августа и закончилось 9 сентября 2017 года. Точнее началось оно с мыслей о том, что пропущенный в 2017 году полноценный отдых на море обеспечил нам очень грустную зиму и весну, когда наш старший сын Илья болел без остановок. Раньше такого не случалось (возможно, это простое совпадение, ведь той же зимой родился наш младший сын Вася, а, как известно, старшие дети могут тяжело переживать такие события, и тогда болезни следствие перенесенного стресса), поэтому именно после зимы 2017 года я постановила, что детский морской отпуск обязан случаться ежегодно.

Еще зимой было решено, что мы воспользуемся гостеприимством наших дорогих друзей, у которых на Сардинии есть летний домик. Тем более мы никогда на острове не были, а мой муж — неисправимый фанат Италии во всех ее широтах и проявлениях. А тут такая возможность увидеть эту страну совсем другой, свободной от перегруженных туристами великих городов, классической архитектуры и музеев живописи. Зато с непременными атрибутами Италии — морем, красивой природой, превосходным кофе и выдающейся кухней.

Сразу было решено, что Макс и Арья летят с нами! У них тоже должна быть Италия, море и солнце!

Итак, цель поездки: семейный отдых на море с двумя детьми и двумя собаками и все, что в это понятие входит. А входит в него максимальный комфорт и максимум летних морских и околоморских удовольствий для всех участников поездки.

Состав путешественников: мы с мужем, Илья (4 года), Вася (7 месяцев), шелти Макс (6 лет) и короткошерстная колли Арья (4 года).

Выбор сезона. Конечно, вопрос о том, чтобы ехать летом не стоял. Только конец сезона, когда жара становится выносимой для всех участников путешествия, а бонусом мы получаем примерно вполовину меньше туристов, приехавших на остров одновременно с нами, чем в пик сезона. При этом море еще теплое, и солнца сколько хочешь.

Способ передвижения. На остров и обратно мы прилетели прямым рейсом Москва — Олбия авиакомпании Air Mediterranian (примерно 5 часов лёта), которая берет на борт собак по стандартным международным правилам. Добраться по Москве до аэропорта, а потом и обратно, было не так уже очевидно просто:) Вызывали такси в категории минивен — заказ делали примерно за день до вылета. По острову в таком составе, как наш, передвигаться можно было только на машине. Но какая машина вместит помимо двух взрослых и двух детей обязательно на детских креслах, еще и двух собак, и багаж, в составе которого объемные контейнеры для перевозки животных на борту самолета, шасси от детской коляски, детская кроватка-манеж и просто чемоданы всей этой честной компании с вещами на 2 недели? Наши бесконечно щедрые друзья оставили нам на парковке аэропорта Олбии свою белую Volvo XC90, куда мы ровнехонько под завязку загрузили все, что видно на этом фото, и себя самих:)

Как мы организовали перелет и погрузку. На момент этой поездки мы были уже очень опытными путешественниками с собаками. Поэтому организовать все максимально удобно не составило большого труда. Все о том, как подготовить документы к поездке читаем здесь. Мы сделали именно так, то есть, как и делаем это всегда. Единственное, что я поменяла, поехала получать Евросправку на ветконтроль в Домодедово не перед самым вылетом (он был в 5 утра, и в принципе было проблематично закладывать время еще и на него перед вылетом), а днем накануне. В Домодедово была удивлена тем, что собак внутрь кабинета ветконтроля допускают только в боксах. А мы-то приехали на такси только пройти контроль, какие боксы? Что ж, отработали выдержку по команде место, подождали меня у входа в кабинет. Повезло, что других животных в очереди не было.

Так как ветдокументы у нас уже были на руках, то мы сразу по прибытию в аэропорт прошли регистрацию и отправились на погрузку. Там нас очень приветливо приняли, отодвинули каких-то скандалящих товарищей со словами: Нам работать пора. Саму погрузку я увидела непосредственно из окна гейта, выходя на посадку. Немало удивило меня, что у Air Mediterranian боксы грузятся в отсек через специальную дверь грузчиками прямо с земли. А это приличная высота. Ту же картину я наблюдала и на обратном пути. Трапов и транспортеров для погрузки у них нет.

О том, как обеспечить комфорт и безопасность собаке в перелете в багажном отсеке очень подробно со всеми деталями здесь. В этой поездке у нас было два бокса — у Макса Clipper Marchioro 3, допустимый по параметрам, но самую малость тесноватый для него, и у Арьи Ferplast Atlas 60, имеющий опцию укрепления дна и крышки болтами, что очень правильно, практически королевские хоромы для колли.

А летели мы, точнее наша салонная команда, примерно вот так:)

Место проживания: домик наших друзей в одном из дачных, да-да именно так, поселков в деревушке Валледория на северо-западном побережье Сардинии недалеко от городка Кастельсардо. На местном пляже одно удовольствие наблюдать закаты и рассветы, гулять вдоль береговой линии и любоваться видами на Кастельсардо. Есть ресторанчик-пиццерия и кофейня. В самой Валледории в наличии множество апартаментов для аренды, супермаркет, рынок, сувенирные лавки, кафе с духозахватывательным итальянским мороженым, которое ели даже наши дети, парадоксально не любящие мороженое как продукт. На машине можно за полчаса доехать до Кастельсардо, полюбоваться городком, пройтись по набережной.

Так как цель нашей поездки была обеспечить всем комфортный отдых на море, то мы не слишком интересовались дальними точками, хотя в итоге успели поездить. Но, во-первых, у детей в наличии режим, с которым надо считаться, особенно если речь о том, что у них тоже отдых. Во-вторых, если уж мы привезли собак в такую даль, надо и им выдать фана и приключений по полной. А днем в начале сентября еще полноценно жарко, и таскать по достопримечательностям двух умаявшихся компаньонов, это тоже не правильно. Поэтому ездили мы не много, зато много гуляли по берегу ранним утром и на закате, когда совсем не жарко, отдыхали днем в домике или в тени во дворе. А когда уезжали, собаки оставалась нагулянными и довольными спать под кондиционером, пока неразумные человеки шляются по жаре.

Погода на Сардинии в сентябре прекрасная. Еще полноценно жарко, но уже не изнурительно днем; утром и вечером свежо, но ни капельки не холодно; дожди начинаются примерно со второй половины второй недели и сразу приносят полноценную прохладу. А до этого ясно, солнечно, теплое море.

Я не большой любитель, даже скорее противник, возить собак в жаркие края. Например, если бы наше путешествие состоялось в июле, собаки остались бы в Москве. Потому что нет ни малейшего смысла везти за тридевять земель двух собак, чтобы держать их две недели взаперти под кондиционером. Но конец сезона на Сардинии вполне пригоден для того, чтобы напрячься немного и подарить отпуск и новые впечатления не только себе и детям, но и собакам. Правда, сдвигаться на середину сентября точно не надо, если люди хотят загорать и купаться, много рисков попасть под дожди, ветер и уже совсем не летнюю прохладу.

Что мы взяли с собой. Учитывая, что мы должны были взять такие габаритные вещи как боксы для собак, автолюльку, складную кроватку-манеж и шасси для коляски плюс обязательный запас еды для собак и некоторый запас еды и памперсов для детей, особенно разгуляться было некуда. Вот тут детально описано, как собираться в дорогу с собаками, и что брать.

Из маст хэвов был эрго-рюкзачок Fantinos (сейчас, к сожалению, эта марка уже не шьет, есть много других) для прогулок по пляжу с Васей и собаками. Полностью коляску брать и возможности никакой не было, и необходимости. Мы пользовались шасси от прогулочного блока Teutonia Be You (упс, тоже уже не выпускается) и автолюлькой Maxi Cosy, которая крепится на шасси с помощью отдельных переходников. На самом первом фото выше как раз видна эта комплектация. Очень и очень удобно. А при необходимости полностью укрыть малыша от солнца через ручку люльки перекидывалось парео из марлевки. В общем, остальной наш запас был — шорты, футболки и малость одежды потеплее. У нас в домике была стиральная машина, поэтому вопрос количества смены болезненно не стоял.

Как мы организовывали день. Итак, с учетом наличия рано встающего младенца и необходимости хорошо гулять с собаками, я, в основном, вставала около 6 утра (разница во времени благоволила), сажала Васю в рюкзак, брала Макса и Арью, и, пока остальные досыпали, шла гулять на еще пустынный пляж. Выгул собак на пляже не запрещен, поэтому при наличии пакетов для уборки мы мирно гуляли прямо вдоль берега, шлепая ногами по воде, а Вася просто болтая босыми пятками в воздухе.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Нам каждый раз выдавался разный рассвет. В раннее утреннее время на пляже можно было встретить только рыбаков. По мере того, как солнце поднималось, начинали появляться любители пробежки и утренних купаний. К 8 утра начинало становиться жарковато, и мы поворачивали домой. Собаки были абсолютно довольны.

К моменту, когда ближе к 9 утра мы возвращались домой, было уже очень жарко. Собаки получали завтрак и дальше отдыхали до самой вечерней прогулки, а мы шли на пляж или ехали куда-то посмотреть ближайшие интересные места.

Вечером прогулка по пляжу была всеобщей:) К закату на пляже оставалось не так уж и много народа, и совершенно никого не напрягали две воспитанные собаки, пусть и не на поводках. Так как игры у нас шумные, не только из-за собак, заводила покричать — Илья, то мы старались отойти подальше от созерцающих закат.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Домой возвращались по дощатому променаду, идущему вдоль моря от местного отеля. Это всегда сопровождалось массой комплиментов и положительного внимания собакам от гуляющих.

IMG_E2300

Что касается морских купаний, то Макс и Арья воду пока не полюбили настолько, чтобы уходить в заплывы, но охотно бегали по линии воды.

IMG_E2401

В этой поездке мне довелось опробовать и оценить способ прогулки «следуй за собакой». Смысл подхода в том, чтобы в прямом смысле дать собаке определять маршрут. Если речь о городе, то, конечно, это только на поводке. Но в нашем распоряжении были километры пустых пляжей. Вполне можно гулять, не дергая собак и не дергаясь самим. Вообще, это совсем не мой способ для постоянных прогулок просто потому, что я люблю придумывать маршрут заранее. Но одним прекрасным утром, я просто пошла за Арьей, которая свернула не туда, куда мы ходили обычно, и не пожалела. Наградой было совместное созерцание фламинго в лимане. Великолепно:) Еще слайд-шоу, надеюсь, у вас хороший интернет:)

Это слайд-шоу требует JavaScript.

В целом, организовать комфортный и для людей, и для собак режим не было трудно. В жару собаки точно не хотели никуда идти, поэтому вопрос о том, чтобы не оставлять их дома в дневные часы, даже не стоял. А дома им было примерно вот так:)

Днем мы взяли их с собой лишь однажды. Когда поехали на один из пляжей, состоящих из множества бухт. Такая конструкция пляжа позволяла спокойно выбрать бухту и давать собакам доступ к воде.

Причем, как выяснилось, также мыслили не только мы:) Буквально в каждой бухте пляжа было по собаке или по две:)

Именно на этом пляже мне удалось снять очень забавную историю:) Смотрим слайд-шоу о собаке лагерь-охраняке и улыбаемся:)

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Как мы организовали кормление собак. На момент этой поездки Арья и Макс давно и успешно ели по принципу сырой натуральной диеты. Дома мы сами закупали мясо и овощи, резали и терли их и формировали порции. В поездку был взят резервный запас сухого корма, приемлемого качества. Но расчет был на то, что кормить будем сырыми продуктами из супермаркета. Так и сделали. Покупали обычные лотки с мясом или птицей и овощи. Никакой трудности с кормлением не возникло вообще. Но именно эта поездка была причиной нашего будущего знакомства с сервисом Догология, об этом подробно в самом конце рассказа.

Что нового мы вынесли из поездки.

• Опробовали режим путешествия всей семьей без собственного транспорта и осознали, что вполне можно и так, хотя это не просто.
  • Опробовали морской отпуск в курортный сезон с собаками и детьми. Вполне осуществимо и имеет свои плюсы.
  • Но имеет и минусы: в отель с полным обслуживанием таким составом заселиться не всегда возможно, а жизнь в апартаментах или доме, отличается для двоих взрослых, обслуживающих маленьких детей и собак, от повседневной лишь тем, что круговорот бытовых дел происходит где-то в районе моря:) Иными словами, вся домашняя работа приехала в отпуск вместе с нами и провела его активно:)

И немного романтики. Гуляя одним утром я вдруг осознала, что все эти уходящие вдаль километры пляжей я уже видела, и ходим мы с собаками по нашим давно оставленным следам. Любые настоящие мечты могут сбываться.

О какой мечте тут речь? О мечте об отпуске на море вместе с собаками, где все будут счастливы, о мечте просто бродить по пляжам и ни о чем не думать, о мечте смотреть и увидеть, о мечте слушать и услышать.

Отъезд домой и погрузка в аэропорту Олбии. Очень приятно было все организовано в части собак. Особенно порадовало то, что сотрудник авиакомпании сказал воду в поилки не наливать, ведь она разольется, но заверил, что сразу после погрузки воду нальют. По прилету домой она была:) Тележку с боксами можно видеть на этом фото под фюзеляжем слева.

А теперь бонус. Слабонервным не читать.

Вернувшись домой, мы сразу почуяли неладное. В доме стоял невыносимый запах. Источник его мы даже не сразу определили. А оказалось, что эти 2 недели была выключена морозильная камера, полная мяса и субпродуктов для собак. Можете представить себе степень нашего шока?

Мало того, что предстояло вычистить это все из нее, отмыть камеру и полы под ней, пропитавшиеся амбрэ насквозь, так еще и кормить собак было решительно нечем, а прямо сразу сделать запасы после долгой поездки не так уж просто. Тогда нам и посоветовали обратиться в развивающийся проект Догология, где можно было сразу получить готовые рационы на неделю и больше, состоящие из натуральных сырых продуктов.

С тех пор я так «обленилась», что почти никогда режу и не готовлю собакам сама. Зато освободилось время на написание статей для блога и ведения страниц в соцсетях, где много всего интересного и полезного помимо анонсов новых материалов непосредственно сайта.